Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2018-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. Понятие о методах и приемах обучения детей. Классификация методов. 7

2. Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. 14

3. Перечень методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности. 16

4. Анализ методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 


 

1. Понятие о методах и приемах обучения детей. Классификация методов

 

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения. Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приемов. Такими приемами могут быть: игра; сюрпризный момент; просьба о помощи; поощрение, музыкальное сопровождение (21, с. 206).

Прием обучения (методический прием) – это структурный элемент метода; это действие воспитателя, которое вызывает ответную реакцию воспитанников, которая соответствует целям данного действия.

Разнообразие приемов обучения, «прицельный» характер их применения в учебной практике, безупречная техника их внедрения в основной метод, искусство реализации (артистизм, эмоциональность, эстетичность и виртуозность, простота и выразительность и т. д.) считаются основными показателями профессионального мастерства воспитателя.

Выявленный в педагогической практике арсенал приемов обучения огромен. Предпринимаются попытки их классификации. Системное описание совокупности дидактических приемов определяет необходимость поиска наиболее значимых оснований данной классификации.

Использование в каждой отдельной ситуации наряду с основным методом обучения элементов иных методов является обычной практикой организации образовательного процесса в любой образовательно-информационной среде. Существует проблема поиска оптимального сочетания данных методов, моделирования различных соотношений для того, чтобы достичь максимального обучающего эффекта.

Вариативная часть реализуемого метода обучения, в том числе любые элементы иных методов обучения, которые включены в состав этого метода и усиливают его образовательный эффект, определяются в дидактике как приемы обучения.

Приведенное определение приема охватывает большой круг операций и действий, внедрение которых в вариативные блоки разописания заключается в том, чтобы привести в порядок знания о приемах обучения и их назначении, определить ключевые направления их применения и поиска.

Всю совокупность приемов обучения, в т. ч. содержательный, методический, организационный и материально-технический аспекты образовательного процесса, разделияют на группы по следующим признакам:

- функциональное назначение приема – какие способы потребления информации он поддерживает, на какие элементы психической активности субъекта направлен, развитие каких психических процессов обеспечивает (методический аспект);

- тип используемого источника информации и ее содержание, с которыми связан прием обучения (содержательный аспект);

- способы технического обеспечения обучения, которые реализуются через прием (материально-технический аспект);

- способы организационного построения образовательного процесса, которые отображаются в приеме (организационный аспект).

Точность использования приемов и чувство меры чрезвычайно важны. В подборе приемов обучения и технике их включения в образовательный процесс воспитатель проявляет себя и как предметник, и как психолог, и как воспитатель, и как актер. Имеется в виду исключительно последнее из названных проявлений, о преподавании говорят, что это не только наука, но и искусство.

Таким образом, попытка построить алгоритмическое предписание, которое определяет последовательность действий воспитателя по выбору методов и приемов обучения, никоим образом не исключает его профессионального творчества. Выбор инструментов педагогического воздействия является лишь одним из этапов работы. Проектирование технологии реализации методов и методических приемов в составе данных технологий для конкретных ученых занятиях является следующей творческой  задачей, которая требует от воспитателей в целом ряде случаев инновационного мышления.

 

2. Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

Проблема подготовки детей к школе является одной из ключевой в психолого-педагогических исследованиях (Благовещенский В., Выготский Л. С., Китерман Б., Лямина Г. М., Ушакова Т., Цейтлин С. Н.). Современные школьные образовательные программы заинтересованы в том, чтобы у детей, которые поступают в первый класс, были сформированы не только какие-нибудь умения и знания, но и способность к действию в умственном плане, формирующаяся в процессе усвоения системы знаний в той либо другой области действительности.

Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с современным социальным заказом, находит отражение в образовательной области (ФГОС дошкольного образования) (1, с. 1).

Для успешного обучения у будущего школьника обязан быть сформирован достаточно высокий уровень общеречевого развития (лексико-грамматическая база, связная речь, правильное и отчетливое словопроизношение и звукопроизношение), умственная активность, наличие мотивов учения, достаточная произвольности, управляемость поведения и т.п. Для усвоения непрерывного курса русского языка (он начинается с обучения грамоте), важно сознательное отношение детей к речи, ориентировка в звуковой действительности языка.

При проектировании содержания и характера работы с детьми важно учитывать общепедагогические принципы: систематичности, научности, доступности и последовательности; и специфические принципы: системности, целостности, интеграции, междисциплинарности, гуманизации, динамичности, дифференциации и индивидуализации. Принципы отображают объективные закономерности содержания современного образования специалистов дошкольного профиля, интеграции разнообразных областей знания, взаимосвязи целей проектирования с определением средств и достижением конкретного результата (24, с. 61).

Принцип системности позволяет рассматривать вариативные и инвариативные элементы содержания работы как единое целое, с разнообразными связями внутри элементов.

Принцип целостности определяет полноту нужных практических и теоретических умений и знаний профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля, согласованность их с частными целями подготовки к работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип интеграции и междисциплинарности ориентирует проектирование содержа­ния работы с детьми старшего дошкольного возраста на синтез знаний с разнообразными дисциплинами учебного плана.

Принцип динамичности требует постоянного учета новейших тенденций и изменений в методическом и психолого-педагогическом образовании.

Принцип гуманизации обязан иметь проявление во включении в центр подготовки личности воспитателей его потребностей, перспектив и интересов развития (24, с. 63).

Главным документом, который определяет содержание образования, является государственный стандарт. Как полагает Вершинина В. И., в государственных стандартах нет профильного подхода, специфики и глубины в профессиональной направленности обучения разнообразным специальностям и требуется их соответствующая доработка.

В настоящий период времени в дошкольной педагогике, детской психологии и иных науках накоплен достаточный методический и теоретический материал, позволяющий выделить вопросы методики и теории формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению в школе в самостоятельный предмет.

Особое внимание при проектировании содержания работы и подготовки воспитателей к работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять разработке заданий для изучения вопросов готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению: проанализировать содержание работы дошкольных учреждений по формированию готовности к начальному обучению детей старшего дошкольного возраста на основе следующих вопросов (17, с. 131):

- Как проводится работа по формированию готовности детей старшего до­школьного возраста к начальному обучению в школе?

- Какова программа формирования готовности детей старшего  дошкольного возраста к начальному обучению в школе?

 - Какими методами, приемами, средствами и формами достигается решение поставленных задач?

- Осуществляется ли преемственность со школой при формировании готовности детей старшего дошкольного возраста к начальному обучению?

Таким образом, целостность подготовки обеспечивается реализацией всех ее компонентов, определением условий организации и содержания.

Организуя процесс по подготовке к работе с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателю всегда нужно помнить главное: учет особенностей дошкольника, его потребности и интересы. Нельзя «ломать» привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и иных видов деятельности.

 

3. Перечень методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

 

Обучение детей старшего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания дети усваивают на основе непосредственного восприятия, когда следят за действием воспитателя, слушают его указания и пояснения и сами работают со строительным и природным материалом.

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников зачастую начинается с элементов игры, сюрпризных моментов, ими могут быть неожиданное появление игрушки, вещи, приход «гостей» и др. Это активизирует и заинтересовывает ребенка. Но, когда в первый раз выделяют какое-либо свойство (устойчивость, величина, форма) и необходимо сосредоточить на нем внимание ребенка, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение конструктивных свойств осуществляется на основе сравнения предметов, которые характеризуются или схожими, или противоположными свойствами (широкий –  узкий, большой –  маленький, длинный – короткий, и т.д.).

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности способствуют совершенствованию элементарных навыков пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри). Ребенок учится преобразовывать постройки по различным параметрам, сооружать их по словесной инструкции. Воспитатель учит создавать постройки по совместному и индивидуальному замыслу. Практика показывает, что взаимоотношения дошкольников в конструктивной деятельности сами по себе не всегда строятся на правильной основе. Потому роль воспитателя приобретает тут огромное значение. Он обязан научить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения построек, игрушек, согласовывать собственную работу с действиями сверстников (11, с. 13).

При этом необходимо воспитывать у детей способности мотивировать собственные предложения, осмысливать предложения сверстников и умение выбирать наилучший вариант, отказавшись от собственного, если он окажется не совсем удачным.

В процессе совместного выполнения конструкции дети должны оказывать друг другу помощь, доброжелательно откликаться на просьбы сверстников, быть внимательными и чуткими к их работе. При этом развивается не только изобразительность, творчество, но и эстетический вкус. Побуждает обыгрывать сооружения, объединяться в играх. Дети старшего дошкольного возраста имеют способность выполнять очень сложные действия в конкретной последовательности.

Воспитатель в совместной работе и в последовательной деятельности может предложить ребятам несложные конструкторы для экспериментирования с деталями. Но если дети не справляются с заданием, работают не произвольно, они быстро теряют к нему интерес, утомляются и отвлекаются от задания. Учитывая это, воспитатель предоставляет дошкольникам образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он должен показывать все приемы работы и детально разъяснять последовательность действий: показывать способы крепления деталей, монтажа несложных конструкций, рассматривать чертежи конструкций. При этом объяснения обязаны быть предельно конкретными, ясными, четкими, даваться в темпе, доступном восприятию дошкольника. Если воспитатель говорит торопливо, то ребенок может перестать его понимать и начнет отвлекаться (8, с. 19).

 Более сложные способы действия воспитатель должен демонстрировать 2-3 раза, обращая внимание ребят каждый раз на новые детали. Лишь многократный показ и называние одних и тех же способов действий в различных ситуациях при смене наглядного материала позволяют ребятам их усвоить. В процессе деятельности воспитатель должен не только указывать дошкольникам на ошибки, но и выяснять их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть многословными, назойливыми.

Дети старшего дошкольного возраста лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Потому в совместной деятельности воспитателя и детей имеют широкое применение дидактические игры и игровые приемы. Они должны организовываться так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все ребята, и им не приходилось ждать своей очереди. Должны проводиться игры, которые  связаны с активными движениями: бегом и ходьбой. Но применяя игровые приемы, воспитатель не должен допускать, чтобы они отвлекали ребят от главного (19, с. 21).

С дошкольного возраста начинается приобщение к работе с природным материалом: коры, веток, каштанов, листьев, шишек ели, сосны, соломы, ореховой скорлупы, семян клена желудей, и т.п. во время свободной деятельности. Особенности поделок из данных материалов в том, что применяется их естественная форма. Выразительность и качество достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить их выразительность и сходство дополнительной обработкой при помощи разнообразных дополнительных материалов. Дети учатся способам склеивания деталей.

Воспитатель должен побуждать проявлять аккуратность в процессе деятельности, не разбрасывать, не сорить, не нарушать уют и красоту в помещении. Порядок на рабочем месте является необходимым условием для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей навыков организованного труда, эстетических чувств. Можно давать комбинированные задания, которые позволяют ребятам усваивать новые задания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. Применяя в своих играх природный материал, ребята знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. В особенности большую роль данная деятельность играет в развитии фантазии у детей.

Выделяют методы деятельности детей: информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, эвристический метод, исследовательский метод.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приемов: наглядные, словесные, игровые.

Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности можно рассмотреть на примере обследования.

Обследование является целенаправленным рассматриванием предмета, необходимого изобразить. Вычленение внешних изобразительных признаков.

Обследование можно разделить на три этапа.

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой-либо выразительный признак (к примеру, пушистый котенок – самый выразительный признак «пушистый»).

2 этап – аналитическое восприятие предмета, то есть последовательное выделение изобразительных признаков, свойств и частей предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения:

1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение.

2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от ее назначения, условий жизни и т. п.)

3. Определяют положение данной части в пространстве (отличия у различных видов одного предмета: у сосны ствол – прямой и толстый, у березы – тоньше и скривленный)

4. Далее выделяют иную довольно крупную часть, выясняют положение, форму, величину ее по отношению к основной.

5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.

6. Обращают внимание на детали.

При обследовании применяются обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап – целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ (12, с. 4).

Также обучение детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности можно рассмотреть на примере игрового приема с ролевым поведением детей и взрослых.

Детям предлагают роль художников, гончаров, фотографов строителей, и т.п.

Примерный конспект занятия по рисованию на тему: «Дивный сад» представим ниже.

Предметная монотипия (старшая группа)

Цель – рисование дерева способом монотипии.

Программное содержание.

1. Научить ребят рисованию симметричного изображения: складывать альбомный лист пополам и рисовать половину дерева.

2. Упражняться в рисовании кистью различными способами: широкие линии при помощи всего ворса, тонкие при помощи кончика кисти.

3. Развить интерес к рисованию, желание применять в рисование различные способы и материалы создания изображения. Учить изображать необычные деревья, делать из нескольких деревьев, целый сад.

Материал: кисти, бумага, акварель либо гуашь.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, репродукции с картин.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Токмаковой И. «Дуб»:

«Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится,

Кто сказал что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

  Дети, вы любите сюрпризы? Я предлагаю вам нарисовать рисунок с сюрпризом. Для этого нам необходимо сложить альбомный лист пополам, совмещая уголки с уголком, развернуть лист, потом нарисовать по линии, не заходя за нее, лишь половину дерева – столетнего дуба, но несколько других деревьев на правой стороне листка. Стоя в осенних красивых листьях. Рисовать нужно быстро, чтобы краска не высохла. Складывайте лист пополам, плотно прижимая листья, друг к другу, разворачиваем и чудо! (показ). На рисунке - дерево».

Воспитатель и дети обговаривают последовательность выполнения работ, воспитатель обращает внимание на дополнения, которые дети внесли в рисунок (дождь, листья).

Физкультминутка «Деревья» + упражнения для глаз (на усмотрение воспитателя).

Друг от друга деревья росли далеко

(показ деревьев обеими – пальцы «веером»).

Человеку пройти этот путь нелегко, («человечек» левой рукой).

Только корни двух елей однажды сплелись, («корни»)

Будто дерева два навсегда обнялись, («деревья»).

В конце занятия ребята выбирают самый красивый лес, находят необычные деревья, выделяются те работы, где ребята внесли дополнение. Можно прочитать знакомые стихи о деревьях (25, с. 76).

Таким образом, модернизационные изменения в дошкольном образовании предоставляют свободу воспитателю в выборе методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста. Основным результатом современного обучения является то, что дети усвоили, насколько это способствовало их развитию, формированию интегративных качеств личности.

Выбранный воспитателем прием обучения должен способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить ответственности и самостоятельности, упражнять детей в умении произвольно управлять собственным поведением.

 

4. Анализ методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

 

С момента рождения у ребенка идет осво­ение окружающего мира. Сама природа по­заботилась об этом. Через свои ощущения мозг ребенка получает знания и помогает ему адаптироваться в сложнейшем мире взрослых. Но чтобы этот процесс был более эффектив­ным, детей старшего дошкольного возраста необходимо обучить при­емам учебной деятельности, поэтому детям необходим индивидуальный подход, усиленное внимание, помощь воспитателей и родителей, при­чем помощь своевременная, квалифицирован­ная, систематическая.

Многие воспитатели в своих статьях говорят, что на практике убеждаются в правоте слов вели­ких ученых. Так в своих работах выдающийся психолог Выгодский Л. В. особо отмечал, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» (10, с. 3).

Эту же мысль мы можем проследить в тру­дах великого педагога и писателя Ушин­ского К. Д. Константин Дмитриевич писал, что «следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания... дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собствен­ной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, чело­ век будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения» (26, с. 4).

Исследователи современной педагогики пе­ресматривают методы, приемы и формы, работы с детьми старшего дошкольного возраста. По обновлен­ной программе впервые введен предмет «Есте­ствознание» для изучения в нулевом классе. Программа предусматривает знакомства детей с такими темами, как «Свойства магнита», «Тела и вещества неживой природы» (песок, глина, уголь, камень), «Экологические пробле­мы воздуха», «Зимние явления: иней, гололед, сосульки». У детей старшего дошкольного возраста минимальные зна­ния, жизненный опыт отсутствует. Как в таких условиях доступно, интересно поведать детям этот материал? Вывод напрашивается сам – на занятиях у 5-6-летних детей активно применять исследовательские опыт­нические приемы.

На физкультурных занятиях, выполняя то либо другое упражнение, дети усваивают школу здорового образа жизни. Воспитанники большинства ДОУ, делают полезные для себя выводы: если хо­чешь быть здоров, закаляйся; будешь спортом заниматься, пойдешь в армию служить, Родину защищать. Интегрируются все области воспи­тания: «Здоровье», «Коммуникация», «Позна­ние», «Социум», «Творчество», которые спо­собствуют формированию функциональной грамотности у детей.

Воспитатели детских садов, классов дошкольной подготовки знают, что занятия «Обучение грамоте» для большинства ребят сложные. Звукобуквенный анализ слов выпол­нять трудно, потому что дети не слышат по­ началу отдельные звуки, и не все быстро запо­минают печатный образ буквы, в этом случае помогают игры с песком или письмена на пе­ске. Игры с песком самые известные и запоми­нающиеся для любого ребенка, каждый из нас в детстве проводил в песочнице немало време­ни. Играя с песком, дети непроизвольно усва­ивают и звуки и буквы.

Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний ин­ формационных коммуникативных технологий, поэтому очень важно в процессе обучения и воспитания детей использовать эти технологии (13, с. 7).

На наш взгляд, воспитатель обя­зательно должен использовать компьютер и интерактивную доску в воспитатель­ном процессе. Неизбежное проникновение ин­ формационно-коммуникативных технологий в дошкольное обучение и воспитание позволяет повысить эффективность усвоения знаний и максимально расширить их объемы.

Также на сегодняшний день большое количество исследователей затрагивали проблему формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Проблеме формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста посвятили труды такие исследователи, как: Божович Л. И., Венгер Л. А., Гуткина Г. М., Дубровина И. В., Кравцова Е. Е., Люблинская А. А., и др. Опираясь на результаты исследователей был сделан вывод, что 30 - 40% от общего числа детей, которые поступают в первый класс, оказываются неготовыми к обучению в школе из-за недостаточно сформированных таких компонентов готовности, как: социальная, психологическая, интеллектуальная готовность (7, с. 42).

Педагог-психолог МБДОУ Московской области «Детского сада комбинированного вида №1 «Родничок», г. Королев Киевицкая Елена Валентиновна использует для формирования у детей интеллектуальной готовности сюжетно-ролевые игры. Кроме сюжетно-ролевых игр используется метод тестопластики, который позволяет формировать навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать задачу, удерживать ее в памяти, с помощью тестотерапии дети могут следить за показом действий или самостоятельно находить их.

Пилипенко Наталия Владимировна (МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 1») использует в своей работе метод игротерапии, который позволяет установить эмоциональный контакт между детьми, а также снять стресс у детей старшего дошкольного возраста. Кроме игротерапии педагог-психолог использует диагностические методики Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко (3, с. 5).

Воспитатель Балыгина Наталия Алексеевна, которая работает в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский cад № 188» использует также игротерапию с детьми подготовительной к школе группы. Кроме этого, воспитатель использует дидактические игры такие, как: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

Воспитатель МБДОУ ЦРР – Д/с № 2 «Олененок» г. Якутска Афанасьева Нюргустана Гавриловна использует метод игротерапии. Для анализа формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению использует следующие методики: «Учебная деятельность»; «Цветик-семицветик»; «Человек под дождем»; «Эталоны» (О. М. Дьяченко).

Воспитатель МБДОУ д/с № 1 «Звездочка» г. Якутска Попова Евгения Афанасьевна использует метод групповой терапии, а для диагностики использует такие методы, как: «Запомни и расставь точки»; «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия); «Лесенка».

Воспитатель Скуратова Ольга Анатольевна МБДОУ № 102 «Подснежник» г. Якутска использует метод тестопластики, повышая при этом сенсорную чувствительность у детей, а также у дошкольников происходит формирование умения планировать работу, вносить изменения.

Как и предыдущий воспитатель, Угрина Ольга Игоревна, работающая в МБДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска использует метод тестопластики по программе «Ловкие ладошки» (6, с. 254).

Таким образом, проанализировав и обобщив опыт работы воспитателей и педагогов-психологов РФ и РС (Я) мы приходим к выводу о том, что основными методами и приемами интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста являются: сказкотерапия, игротерапия, групповая терапия, тестопластика и развивающие упражнения.

Итак, все вышеизложенные в нашей курсовой работе мето­ды и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности хороши. Вопрос только в компетентности педагога и его готовности осваивать новые технологии, методы и приемы. Прихо­дя к детям на занятия, всегда нужно стараться найти оптимальные пути решения самых острых и больных вопросов современного образования: ликвидации перегрузок дошкольников, воспи­тание у них интереса к учению, активности и самостоятельности в получении знаний.

Таким образом, на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст является самым благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

В нашей работе мы рассмотрели методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности и выяснили, что метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся детей для достижения задач образовательного процесса. В таком понятии метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения. Ведь, методы обучения не ограничиваются только деятельностью педагога, а предполагают, что с помощью специальных способов он стимулирует и направляет познавательную и практическую деятельность самих детей. То есть, воспитатель, с одной стороны, сам предоставляет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельно приходить к определенным выводам).

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление ранее полученных знаний и навыков. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, т.е. воспитатель предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя.

Метод обучения всегда включает в себя деятельность ведущего и ведомого. Но воспитатель, помимо устного изложения информации, должен позволять выполнять детям ряд упражнений и заданий самостоятельно. Так воспитанник научится применять свои знания на практике, а так же закрепит свои предыдущие успехи. А воспитатель сможет проанализировать действия ребенка, проконтролировать результаты, и если необходимо разобрать и исправить его ошибки. Отличительная черта методов обучения состоит также в том, что они не статичны, они развиваются. Развитие метода, происходит за счет изменения позиции воспитанника, в процессе образовательной деятельности. Ребенок непрерывно обучается, следовательно, постепенно усиливается его самостоятельность в познании, он становится не путь самообразования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   ФГОС дошкольного образования. Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/news/3447 (дата обращения 05.04.2018)

2.   Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/  (дата обращения 05.04.2018)

3.   Антонюк В. З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2013. – № 3. – С. 5-7.

4.   Айдашева Г. А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2005.

5.   Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – 2-е изд., перераб. и доп. М: Просвещение, 2009.

6.   Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.

7.   Бойкина М. В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. – 2014. – № 2 (25). – С. 40-42.

8.   Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9.   Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2005.

10. Выгодский Л. С. Педагогическая пси­хология [Электронный ресурс] uchebika.ru/ pshologiya/160615 (дата обращения 05.04.2018)

11. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. М.: Гном и Д, 2009.

13. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт [Электрон­ный ресурс] festival.lseptember.ru/articles/. (дата обращения 06.04.2018)

14. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

15. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2009 – 416 с.

16. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. – 2008 – №5. С.56-60.

17. Лаврикова О. А. Проектирование содержания подготовки специалистов дошкольного профиля к работе с детьми старшего дошкольного возраста // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена / Тольяттинский государственный университет. – 2008. № 63-2, С. 131-134.

18. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. Советская педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. –  М., 2005. 

19. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

20. Оконь В. Основы проблемного обучения – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 208 с.

21. Оспенников Н. А., Оспенникова Е. В. Формирование у учащихся обобщенных подходов к работе с моделями // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 206-214.

22. Павлова Л. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2008 – №4. С.87-90.

23. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2009. – 470 с.

24. Привалова С. Е., Шушарина Е. А. Содержание работы по  подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства / Уральский госудратсвенный педагогический университет. – 2017. № 24. – С. 61-67.

25. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. - Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.

26. Ушинский К.Д. Дидактическая концеп­ция [Электронный ресурс] otherreferats. allbest, ruI... копия (дата обращения 04.04.2018)

27. Философский словарь / под общ. ред. И. В. Фролова. М.: Современник, 2009. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с. 

28. Харламов ИФ. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн., 2005. – С. 27.

29. Хуторской А. В. Методы эвристического обучения // Школьные технологии. – 2009. – №1-2. – С. 233-244.

30. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. Изд.: Феникс, 2005.

Похожие работы на - Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!